Скажите, друзья мои, ну кто из вас в далеком, и, конечно же, светлом детстве не мечтал об Австралии? Все мы взахлеб читали Жюль Верна, а если и не читали, то уж точно смотрели старые добрые фильмы с узбеками в ролях аборигенов и обитателями зоопарков в ролях богатой австралийской фауны.

Я прекрасно помню, как в начальных классах школы мы вдумчиво изучали сумчатых, все еще лелея себя надеждой когда-то увидеть живую коалу, но чем дальше оставалось позади безоблачное детство, тем менее реалистичной становилась перспектива покорения маленького континента. Вскоре Австралия превратилась в какой-то призрачный фантом, картинку из познавательного журнала, в принципе реальную, но далекую и недостижимую, словно соседняя галактика.

Честно признаться, всего лишь год назад я не мог и подумать, что когда-либо окажусь в этой части земного шара. На тот момент я был бесконечно счастлив использовать открывшиеся возможности продвижения в Европе, и, постепенно сокращая пребывание в России, пытался зацепиться за кусок скандинавской земли с намерением скорее пустить в нее корни. Увы, обладание таким прекрасным документом, как российский паспорт, не только усложняет разъяснение некоторых вопросов вне пределов родины, но и зажигает перед тобой свет, собственно являющийся цветом его корочки - красный.

Тату-конфенция в Голд Кост (Астралия)

Когда я понял, что рабочую визу «доктору Николасу Морте» придется ждать до морковкина заговния, и, скорее всего, на родине, вопрос «куда бы кроме России», встал ребром. Я заранее хочу извиниться перед читателями... Простите, ребята... Ну не прет меня татуировать в России. Я люблю место, где родился, но муза моя там больше не живет. Пообещав себе однажды «ни шагу назад», я просто не могу себя обманывать и притворяться славянофилом. Потому, получив на email письмо от Марко Вентура с предложением посетить "Surf-N-Ink Tattoo Convention" в Австралии, я радостно ответил «ДА!», и только потом подумал: «Во что же я ввязался?»

За визой пришлось полететь в Москву, благо на то же время было намечено продление шенгенской, так что по плану было убийство двух зайцев одним комплектом документов. Тем не менее, пришлось побегать по нотариусам, чтобы собрать некоторые специфические бумажки и перевести их на английский. Спасибо Марко за официальное приглашение, процедуру выдачи облегчило в разы. Во время ожидания ответа из посольства (это при уже оплаченном 50% депозите за будку) второпях изучал историю Австралии, а так же пытался выяснить, кто же, в конце концов, из заявленных мастеров на самом деле едет на конвенцию, а чьи имена в списке только для красоты. После подсчета предстоящих расходов и выявления нескольких тату-гуру, на самом деле не подтвердивших своего участия, начала гложить мысль «не лоханулся ли...»

Облегчение пришло, когда звонок из посольства сообщил о готовности документов, а на сайте конвенции в те же дни появился реальный список участников. Порадовали новости об участии Никко Ортадо (Hurtado), Деврайса (DeVries) и Бакстера (Baxter), а так же решение Сергея Рихтера разделить со мной будку. Улетев на фестиваль в Берлин, а затем обратно в Норвегию, я начал моральную подготовку к поднебесно дорогой поездке.

Никогда не забуду свое «отбытие». Несмотря на 21 век и покорение Луны, путь на другой конец земного шара занял почти двое суток... Попрощавшись с Рождеством, полярной ночью и -20 градусами мороза, я оторвался от земли Скандинавии, и было устремился к заветной цели, но... на пересадке во Франкфурте рейс задержали на восемь часов. И поэтому на пересадке в Гонг-Конге мой рейс улетел без меня...

Тату-конфенция в Голд Кост (Астралия)

В Сиднее я оказался на день позже предполагаемого прибытия. Небодро волоча свое отсиженное тело и помятый багаж, первое, что я увидел на другом конце земного шара - счастливое лицо Сергея Рихтера, прибывшего в тот же терминал рейсом из Японии.

Австралия встретила нас немыслимо ярким солнцем. Хочу предупредить всех, кто когда-либо соберется посетить страну Оз: все, что вы слышали об озоновой дыре - правда. Даже не думайте выходить на улицу без головного убора, а татуировки просто необходимо защищать цинковым кремом. Под обычным (+30) сан-скрином неподготовленная кожа сгорает на счет раз, а татуировки, особенно свежие, просто обугливаются.

О первых впечатлениях сказать сложно - слишком много их было. Мне, как прибывшему с границы северного полярного круга, конечно, просто "снесло крышу" австралийское лето. Я не могу судить о тех местах, где не был, но люди, бывавшие на европейских пляжах, после посещения Австралии, на "престижные евро-курорты" больше не вернутся. Ну а меня, в жизни видевшего воду только на Волге и на северных фьордах, просто накрывали волны оргазтического счастья. Единственное, что периодически остужало запал, это осознание близкого присутствия акул и замечательные "напоминалки" в виде выброшенных прибоем на берег "маленьких" метровых мурен и всплывающих из под ног скатов.

До конвенции в нашем распоряжении была пара недель. Новый Год проскользнул мимо, позабавив, разве что, елочными украшениями на пальмах. Вообще у них, как и в Европе, Новый Год за праздник особо не считается. Так, бонус к Рождеству... Получив свою порцию солнца, я занялся изучением местной тату-культуры. Культура не порадовала.

По сложно объяснимым причинам Австралия, в плане тату, сильно отстает от Европы, Штатов и, похоже, даже России. Примечательно, что Татуировка здесь присутствовала всегда, тату-культура местных племен насчитывает тысячи лет.

Да и европейские каторжники, собственно, являющиеся предками и первоносителями современного австралийского генофонда, "кололись" еще двести лет тому назад. Как и в других странах, в двадцатом веке тату стало прерогативой байкеров, но почему-то к миллениуму никакого тату-ренессанса не произошло, а культура украшения тела так и осталась на уровне "стикера" на попе неумной девочки и сине-зеленой мазни на необъятном бородатом дядьке.

Большинство тату-студий контролируется мото-клубами, которым не интересно держать у себя сильных мастеров, имеющих "своих" клиентов. Политика такова, что все посетители - это клиенты салона, а не мастера; соответственно, "кастом" не нужен, в виду своей неповторимости. Конечно, есть и хорошие студии, не подумайте, что в Австралии все так уж плохо, но они единичны. В Сиднее, например, таковых всего три. Мельбурн и Канберра немного впереди, очевидно из-за меньшего количества туристов. На Голд-Косте, где собственно проходил "Surf-N-Ink", тату-салон имеется практически в каждом торговом центре, но приличных мастеров можно пересчитать по пальцам. На "Золотой Берег" мы прибыли за день до конвенции. Все еще терзаясь сомнениями по поводу успеха грядущего мероприятия, тем утром мы с Сергеем должны были посетить специальный семинар Департамента Здравоохранения Куинсленда и получить

бумажку, без которой мы не могли быть допущены к работе. Соответственно, все это не бесплатно. Часть сомнений была развеяна, когда мы увидели мнущихся у входа Бакстера и Ортадо (все-таки приехали), а так же несколько менее именитых знакомых мастеров из Европы и Штатов. Сев с "монстрами" в один ряд, мы принялись конспектировать семинар, а затем отвечать на вопросы тестов, периодически списывая друг у друга и соседей. Курс оказался довольно интересным и приятно доступным для понимания, очевидно, сыграла роль подачи информации профессиональным лектором. Гордо получив свои "корочки", вечером того же дня мы отправились на Welcome Party, совмещенную с пресс-конференцией.

Кроме Ортадо и Бакстера, из "звезд" там присутствовали Деврайс и Чабоя (Chaboya), а так же бесконечно позитивный пивной монстр Боб Тирелл (Bob Tyrell). Думаю, это было одним из самых приятных знакомств на этой конвенции: несмотря на имя и статус "тату-бога", Боб оказался человеком совершено не пафосным, и даже открыл секрет, что студии "Night Gallery" как таковой не существует, а татуирует он дома в жилой комнате. К разгару вечеринки подтянулись так же Travelin' Mick и Tony Romel, редактор "Tattoo Society". Забавно было, видя в толпе знакомые лица, осознавать, что ты находишься на другой стороне земного шара...

Классически проспав утром, все еще немного "волнуясь за успех дела" и торопясь получить бейджи, мы имели удовольствие наблюдать многолюдную очередь у входа еще за несколько часов до открытия конвенции. Нужно отдать должное организаторам, на промоушн не поскупились. Позже я узнал, что посмотреть на заморских гостей люди приехали не только с побережья, но и с других частей Австралии.

Поначалу немного удивил размер отведенного нам павильона - три ряда, застроенные с двух сторон, ютились на достаточно ограниченной площади. Однако вскоре стало ясно, что масштаб конвенции измеряется вовсе размером зала. Количество интересных мастеров превзошло все ожидания. Нашими соседями оказались безумно талантливая Клэр Рид из Англии и веселый немец Гарри Фиш, а за спиной, с другой стороны ряда, жужжали именитые американцы. В этот уик-энд им предстояло еще дать семинары: Тирелл подготовил "Технику Black and Grey", Ортадо, конечно же, "Портреты", Деврайс делал семинар и презентацию книги "Let's Be Realistic", а Ник Чабоя вел "От Рисования к Татуированию". Лишь загадочно-молчаливый Бакстер, почему-то остался в стороне.

Ни на один из семинаров я не попал... с момента открытия дверей и до конца третьего дня я, наконец-то, был занят. После ковыряния в носу в Берлине, количество интересной работы поражало и радовало. Очевидно, особенности местной тату-ситуации сыграли на руку приезжим мастерам. Люди, проходившие мимо нашего стенда, останавливались и удивленно интересовались, наши ли это работы распечатаны в альбоме, и настоящие ли это татуировки ©. Клиенты оказались открытыми и готовыми выслушать мои идеи и предложения, так что первые два дня пролетели в продуктивной работе. По официальным данным, к воскресенью количество посетителей достигло отметки 10.000.

Кроме конкурса татуировок, программа каждого дня включала так же pin-up парад и много музыки, преподнесенной в довольно необычном виде. Так как ничто в Австралии не дается легко, и тем более ничто не проходит мимо чутких ушей ушлого бюрократического аппарата, ди-джея на конвенции не было, дабы не ущемлять права авторов неправомерным публичным воспроизведением их музыки.

Зато был бородатый мужик, брюзжащий все те же всем знакомые песни под не очень ровный гитарный аккомпанемент - по закону не придерешься. Единственным интересным моментом музыкальной программы было выступление аборигена с didgeridoo - традиционным инструментом, представляющим из себя деревянную трубу с глубоким вибрирующим звуком. Так же имели место несколько рок групп, из которых более-менее примечательной была всего лишь одна, чье название я, ввиду занятости, не запомнил. Pin-up парад был интересен скорее самим участницам, борющимся за приз и право украсить обложку следующего номера журнала "Custom Tattooz", думаю, зрителям, в принципе "фиолетово", в каком стиле одеты девушки, лишь бы были девушки...

Тату-конфенция в Голд Кост (Астралия)

На третий день мне было предложено то, на что бы я не согласился ни в Европе, ни, тем более в России - посидеть в жюри тату-конкурса. Но, осознавая оторванность от Старого Света и проявленный мне организаторами "респект", я, зачем-то, согласился. Ох, каким же сложным и утомительным оказалось это задание! Судить пришлось сразу несколько номинаций, и если цветные порадовали несколькими незаурядными работами, то "черно-белый рукав" оказался просто каким-то ночным кошмаром. Из дюжины претендентов ни один (!) даже близко не подошел под понятие "приличная татуировка", не говоря уже о том, чтобы что-либо из представленного хотя бы с натяжкой понравилось кому-либо из судей. Однако конкурс есть конкурс, так что пришлось выдохнуть, взять себя в руки и дать первое место "наименее непонравившейся" татуировке... Не думаю, что соглашусь на что-либо подобное в ближайшие лет пять.

Подвести короткий итог этой поездке сложно. Мой австралийский тур на этой конвенции не кончился, и впереди было еще много приключений. Сергей Рихтер улетел в Штаты, а я продолжил освоение маленького континента. Как часто бывает, осознание случившегося приходит спустя некоторое время. Знакомство с людьми, о встрече с которыми еще недавно можно было лишь мечтать, в реальности происходит легко, на уровне дружеского общения, а цели, достичь которые пытаешься годами, неожиданно оказываются оставленными далеко позади. Думаю, реальное осознание того, где я был, и каких усилий это стоило, придет чуть позже, когда я смогу позволить себе остановиться, чтобы перевести дыхание. Сейчас же с уверенностью я могу сказать лишь одно - оно этого стоило.

Текст: Nick Morte Фото: Nina Red Специально для журнала TATTOO MASTER